Конспекты, рефераты, доклады

Биология | География | История | МХК | ОБЖ Физика | Информатика | ЛичностиСтихийные бедствияСочинения

МХК

  Древняя Греция
  Искусство Романского стиля
  Рафаэль Санти
  Сандро Боттичелли
  Литература эпохи Просвещения
  Основные черты эпохи Возрождения
  Театр и музыка эпохи Возрождения
  Художественная литература Средневековья
  Драматургия и театр эпохи Просвещения
  Искусство Барокко
  Живопись, архитектура, скульптура эпохи Возрождения
  К числу памятников скульптуры времен республики ...

Художественная Литература Средневековья

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров: это и героический эпос, и рыцарская литература (романы и поэзия), и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни (фаблио), и поэзия вагантов, и др. Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в ХП-ХШ вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (т.е. сказания, имеющие реальную историческую основу) и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке. Эпические произведения XII в. получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами-жонглерами. Самыми знаменитыми chanson de tes были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о Нибелунгах» (Германия), в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух». Важной частью средневековой культуры была рыцарская литература. Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и моральную высоту. Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь "христианский мир". Кроме этого идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участие в турнирах и, наконец, соблюдение всех правил «куртуазии» — безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскости. И последнее — рыцарь должен был быть преданным возлюбленным избранной им «дамы сердца». Таким образом, в кодексе рыцарской чести этика военных дружин переплеталась с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре. В рамках рыцарской культуры в XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра. Первые рыцарские романы появились в культурной англо-нормандской среде (после завоевания Англии нормандскими феодалами в 1066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов — Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается ГАЛЬФРИД МОНМУТСКИЙ. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его — Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис — воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла (Бретань — область во Франции), были поиски святого Грааля — чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа. В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» — поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток. Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в XI в. был французский поэт КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих «романах в стихах ». Произведения Кретьена де Труа «Эрек и Энида», «Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ланселот, или Рыцарь Телеги» и др. относятся к лучшим образцам куртуазной западноевропейской литературы. Сюжеты произведений К. де Труа перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, ГАРТМАНОМ ФОН АУЭ. Лучшим его произведением стал «Бедный Генрих» — небольшая стихотворная повесть. Еще одним знаменитым автором рыцарских куртуазных романов был ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ, чья поэма «Парси-фаль» (один из рыцарей Круглого стола) впоследствии вдохновляла великого немецкого композитора Р. Вагнера. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

 
Используются технологии uCoz