Обзор игры
Warhammer 40000: Dawn of War
«Не нравится мне эта
долина. Похоже, это отличное место для засады…»
(последние слова Сержанта Гринсона, 99-й Стальной Легион)
Как можно догадаться,
сороковое тысячелетие не принесло вселенной Warhammer желанного мира и покоя. С
развитием высоких технологий войны не стали менее кровопролитными, а
представители различных разумных рас все так же нетерпимы к маленьким
странностям друг друга. Продолжаются вооруженные конфликты за право захвата
новых галактических колоний и передел уже имеющихся сфер влияния.
В этой приятной,
умиротворяющей атмосфере и происходит действие «Warhammer 40000: Dawn of War» –
очередной игры из эпической серии «Warhammer».
Сюжет игры связан с
вооруженным конфликтом на планете Тартарус – небольшой человеческой колонии на
окраине вселенной. Именно здесь суждено столкнуться интересам и амбициям сразу
четырех конкурирующих цивилизаций – Империи людей, космических Орков, Элдаров и
сил Хаоса.
В процессе прохождения
кампании нам предстоит не только в очередной раз спасти человечество, наголову
разбив превосходящие силы противника, но и раскрыть пару-тройку довольно
неприглядных тайн и столкнуться с интригами, обманом и предательством со
стороны собственных друзей и соратников.
Начало и конец каждой
миссии отмечены довольно симпатичными видеороликами, постепенно складывающимися
в некий целостный сюжет, весьма увлекательный и интригующий. Иногда сюжетная
линия настолько захватывает, что возникает желание пройти очередную военную
миссию «насквозь», с максимальной скоростью, – просто для того, чтобы поскорее
посмотреть следующий мультик и узнать, что же будет дальше.
Кроме увлекательного
сюжета мультики, сделанные на движке игры, радуют удивительно хорошим для
стратегии качеством. Впрочем, то же самое можно сказать и о графике игры в
целом. Для стратегии она выше всяких похвал. Все – от монументальных ландшафтных
видов и до мельчайших и самых незначительных элементов боевого снаряжения
отрядов, – прорисовано очень тщательно, с большой любовью и фантазией. Картины
родной природы местами прямо-таки берут за душу… как, впрочем, и работа
огнеметчиков. :)
Прорисовка картины
боевых действий отличается исключительно высокой детализацией. Если на
минуту-другую отвлечься от командования войсками и навести камеру вплотную на
поле боя, зрелище откроется на редкость живописное, хотя и несколько кровавое…
Дополнительную прелесть игровому процессу придает то, что все происходящее на
экране выглядит достаточно естественно и реалистично. Усовершенствовав оружие
отряда, можно пронаблюдать, как оно появится в руках у кого-то из бойцов,
падающие снаряды оставляют глубокие выбоины в земле, сторожевая вышка
многообещающе вздрагивает от мощных ударов вражеского героя, а ссыпавшийся с нее
охранник описывает красивую дугу в воздухе перед тем, как навзничь упасть на
землю.
В общем, графика игры
отличается прямо-таки потрясающим для стратегии 3D-качеством, а свободно
вращающаяся камера и полноценный зумминг, доступные при включении полного
3D-режима, позволяют рассмотреть каждую деталь этого великолепия.
![Warhammer 40 000: Dawn of War - Поход на Врага](warham/69566.jpg)
При этом игра не
слишком требовательна к компьютерному железу, а возможность изменять уровень
детализации изображения позволяет ей идти даже на относительно слабых
компьютерах.
![Warhammer 40 000: Dawn of War - Пример слабой графической части](warham/69570.jpg)
Озвучка игры также
сделана вполне добросовестно и не вызывает никаких нареканий. Единственным ее
минусом можно назвать, разве что, то упорство, с которым герой или юнит
выкрикивает одну и ту же реплику при выполнении им однотипных команд. Это не
слишком заметно в бою или во время строительства базы, но вот непрерывный
монотонный бубнеж отряда, передвигающегося по карте короткими перебежками, очень
быстро начинает вызывать раздражение.
А вот удобство
управления собственными войсками очень подкупает. Так, например, можно заранее
задать поведение отряда в той или иной ситуации, его реакцию на появление
врагов, прерогативы в атаке и т.д. Не менее привлекательно выглядит возможность
непосредственно на поле боя увеличить численность отряда, включить в него
дополнительные юниты, а также довооружить тот или иной отряд или боевого меха,
чтобы специализировать его для выполнения конкретной боевой задачи.
![Warhammer 40 000: Dawn of War - Меню и юнит крупным планом](warham/69573.jpg)
Долой экономику! Даешь
войну!
Поклонники
экономических стратегий и тактик разумного хозяйствования рискуют остаться
разочарованными. Экономическая сторона военных действий в игре почти полностью
редуцирована. Все, что интересует наших героев – это война, война и еще раз
война!
Для полноценного
развития военной базы вполне достаточно двух основных видов ресурсов. Плазменные
генераторы помогут обеспечить строящуюся базу энергией, а захват и удержание
отмеченных на карте стратегических пунктов позволит накапливать специфический
ресурс с загадочным названием «requisition», необходимый для получения
строительных модулей, проведения исследований и «апгрейдов», производства новых
и пополнения уже существующих боевых отрядов. Вот вам и вся экономика.
![Warhammer 40 000: Dawn of War - Строение](warham/69567.jpg)
Количество
стратегических пунктов на карте ограничено, поэтому будьте готовы к тому, что
очень скоро каждый из них станет объектом крайне пристального (если не
сказать – назойливого) интереса конкурирующих сторон. Недостаточно укрепленные
или оставленные без надежной защиты стратегические точки быстро меняют хозяев, а
захват и удержание подавляющего большинства стратегических пунктов является
одним из наиболее простых способов победы над соперником.
Расы всякие нужны, расы
всякие важны…
Каждая из четырех
воюющих сторон имеет свою уникальную историю, культуру и обычаи, свои
собственные, отличающиеся от других рас дерево технологий, планировку баз, виды
боевых единиц и тактики ведения боя. И, как следствие, – свои сильные и слабые
стороны в развернувшемся конфликте.
Космодесант – главная ударная сила
человеческой Империи. Высокотехнологичный продукт генной инженерии, подвергнутые
многочисленным генным и психологическим модификациям, несущие в своем теле
сложнейшие биологические и микроэлектронные имплантаты, космодесантники идеально
приспособлены к ведению боевых действий в любых условиях. Они слабо подвержены
страху и полностью лишены чувства юмора. Отличное техническое оснащение и
профессиональное владение стрелковым оружием делают космодесантников особенно
опасными противниками на средней дистанции, в зоне прямой видимости.
Боевые машины людей,
хотя и не выглядят так устрашающе, как мехи Хаоса или Призрачный Лорд элдар, все
же представляют собой исключительно мощное и смертоносное оружие.
Но основная сила
человеческой армии – это, все-таки, не мощные боевые роботы или батальоны
генетически измененной пехоты, а самые обычные с виду пушки. При умелом
использовании они позволяют людям создавать непроходимые для врага укрепрайоны и
удерживать наиболее важные стратегические точки карты.
Воины Хаоса – бывшие космодесантники,
восставшие против Земли и Императора.
Отравляющая темная аура
Хаоса исказила их природу, оставив в них очень мало человеческого. Существа
Хаоса – злобные, безжалостные, коварные создания, лишенные каких бы то ни было
моральных принципов. Даже орки находят их отвратительными и бесчестными.
Дерево технологий Хаоса
местами очень напоминает людское, но есть и ряд кардинальных отличий. Многие
технологические разработки и юниты Хаоса имеют инфернальную, демоническую
природу. Военачальники Хаоса используют в бою темное волшебство, а роль
штурмовых отрядов нередко выполняют полчища демонов, способных плеваться в
противника огнем или рвать его на куски мощными когтями.
Огромные, чудовищного
вида боевые роботы Хаоса одинаково опасны как в ближнем бою, так и на дальней
дистанции. Ходят слухи, что боевые маги Хаоса вселяют в эти чудовищные машины
души могучих демонов.
Даже здания Хаоса
пропитаны его отравляющей аурой и наносят ощутимый урон морали противника,
вызывая у слишком близко подобравшихся к ним вражеских отрядов приступы тоски
или беспричинного страха.
Орки – веселая брутальная раса,
любящая подраться и уважающая исключительно грубую силу. Орки быстро
размножаются, существенно обгоняют другие расы по максимальному доступному
количеству боевых отрядов и способны в кратчайшие сроки «задавить противника
мясом». Одной из любимых боевых тактик орков является тактика «навались всей
толпой». Агрессивные и бесстрашные орки – непревзойденные мастера ближнего боя.
Даже самый слабый орк в рукопашной схватке сильнее человеческого или хаосского
космодесантника, не говоря уже о хрупких и изящных воинах расы элдаров. А вот
нарвавшись на засаду снайперов или шквальный огонь артиллерии противника,
штурмовой отряд орков подвергается серьезной опасности и может быть полностью
выбит буквально за пару минут.
Научный прогресс орков
не стоит на месте. Последние достижения орочьих ученых – такие, как
Бомбы-липучки, Очень Взрывоопасное Исследование и Большой Бум – стали настоящим
прорывом в военной науке орков и позволили значительно усилить их и без того
смертоносные армии.
Поскольку научная мысль
орков является коллективной, а около 70% научных достижений крадется ими у
других рас или захватывается в военных походах, технический прогресс орков
напрямую зависит от их численности и воодушевления.
Вообще, орки –
единственная раса в игре, зависящая не от двух, а от трех видов ресурсов.
Жизненно важным для колонии орков является так называемый «Вааххх!-ресурс», то
есть определенный уровень воодушевления, заставляющий ленивых от природы орков
заниматься любой хоть сколько-нибудь продуктивной деятельностью. Лучшим способом
повысить Вааххх!-ресурс (иногда для простоты называемый орковым ресурсом)
является строительство специальных воодушевляющих вышек с огромными
развевающимися знаменами, вид которых вызывает в чутких душах орков восхищение и
трепет.
Орки обладают
специфическим чувством юмора (которого, к сожалению, начисто лишены некоторые
другие расы). Любую работу они делают бодро, весело и с огоньком, стратегические
точки занимают под ритмичный грохот тамтамов, на бегу весело скандируют «Orks!
Orks! Orks! Orks!», а то, как они выгружают с орбитальной станции материалы для
строительства своих баз, вообще достойно отдельного рассказа… Скажу только, что
зрелище незабываемое. :)
Основным занятием орков
являются военные набеги, поэтому тема войны всегда занимала и занимает ключевое
место в их культуре, науке и экономике. Так, большинство зданий орков
представляют собой укрепленные огневые точки, способные отстреливаться от
врагов, а все их юниты могут использоваться как боевые единицы. Даже строители
орков – юркие длинноносые карлики Гретчены – представляют собой пусть и совсем
слабый, но все-таки боевой отряд. Военачальники орков с успехом используют
подразделения гретченов как дешевое «пушечное мясо» в крупных военных
конфликтах, для разминирования территории и отвлечения артиллерии противника.
Элдары (Старейшие) – удивительный
древний народ. Тысячелетия назад элдары лишились своего родного мира и с тех пор
их жизнь проходит на огромных космических кораблях, внутри каждого из которых
они построили маленький искусственный мир с лесами и водоемами, точь-в-точь
напоминающий их погибшую родину. Хрупкие и изящные, чувствительные и утонченные,
представители этой древней расы не слишком сильны в ближнем бою, зато обладают
высочайшей мобильностью и щедро одарены псионическими способностями. Для армий
элдаров не существует понятий «расстояние» и «преграда», почти вся их техника,
за малыми исключениями, свободно летает по воздуху, с легкостью преодолевая
непроходимые для других армий горные кручи, реки и ущелья, а большинство юнитов
способны двигаться с огромной скоростью и телепортироваться из точки в точку,
используя систему Врат. Передвигаться и телепортироваться могут также и здания
Элдар.
Научная и техническая
мысль элдаров отличается большим своеобразием, а их создания и боевые машины –
высоким уровнем специализации. Технологии элдаров мистические и непостижимые.
Яркими примерами технической мысли Старейших являются такие удивительные
явления, как Телепортационные Врата, Костяная Песнь или Астральные Клинки.
Похоже, никто кроме элдаров не в состоянии понять, как могут работать вещи
такого рода. Возможно, и сами Элдар не до конца в этом уверены, что, однако,
абсолютно не мешает им с успехом использовать все эти изобретения на поле боя...
К сожалению, базовая
версия игры демонстрирует некоторое нарушение баланса сил. Он явно смещен в
сторону людей и орков, в то время как Элдар и Хаос постоянно оказываются в роли
аутсайдеров. Чтобы хотя бы частично исправить эту неприятную ситуацию,
разработчики предлагают всем борцам за права нечеловеков патч, несколько
увеличивающий боеспособность «обиженных» рас.
Кампания, скирмиш и
искусственный интеллект
![Warhammer 40 000: Dawn of War - Прохождение](warham/69578.jpg)
Прохождение кампании
вряд ли будет связано с какими-то особыми сложностями – даже для начинающего
военного стратега. Войска Космодесанта, под знаменами которых нам предстоит
сражаться, ощутимо превосходят своих противников по инициативе и уровню
технического оснащения, враги ведут себя крайне вяло, а все сколько-нибудь
значимые стратегические решения спускаются «сверху».
А вот игра в режиме «скирмиш»
действительно способна пощекотать нервы и заставить игрока всерьез
побеспокоиться. Особенно это касается игры на верхних уровнях сложности. В таком
режиме игры искусственный интеллект вполне справляется со своей основной задачей
– максимально осложнить жизнь геймера и доставить ему как можно больше проблем.
Неприятель проводит пробные и отвлекающие маневры, умело использует смешанные
атаки, во время которых пехота и более мощные юниты поддерживают и усиливают
друг друга. При этом создается полное впечатление, что компьютер изменяет и
корректирует состав атакующей группы в зависимости от типа объекта атаки и
особенностей его охраны.
![Warhammer 40 000: Dawn of War](warham/69572.jpg)
Определенное уважение
внушает и тот факт, что противник грамотно оценивает соотношение сил на поле боя
и умеет вовремя отступить, если его атака захлебнулась. Нередко атаки происходят
одновременно по нескольким направлениям, и если на одном из фронтов вражеским
войскам было оказано достойное сопротивление, они отступают, чтобы тут же быть
переброшенными на другой, более «перспективный» объект.
И, напоследок, крошечная
ложка дегтя
Есть в игре одна
довольно-таки досадная накладка, связанная с невозможностью демонтировать здание
или распустить отряд юнитов. Ни один из созданных отрядов уже нельзя
расформировать, а однажды выданное десантникам оружие уже никак не поменяешь на
другое, более совершенное. В условиях жесткого лимита на максимальное количество
боевых отрядов, это может стать серьезной проблемой, имеющей одно-единственное,
на редкость некрасивое и негуманное решение. А именно – отправить пару-тройку
морально устаревших отрядов на верную смерть, чтобы освободить место для новых,
более совершенных формирований.
Еще больше проблем
возникает с неправильно спланированными или неудобно стоящими зданиями.
Невозможность демонтировать их нормальным цивилизованным способом на практике
выливается в серию сложных тактических маневров, включающих в себя эвакуацию
войск из будущей «опасной зоны», подгон боевых роботов и последующую ювелирную
работу по сносу здания. (Интересно, что думают об этих маневрах наши
компьютерные противники?).
И, конечно же, очень
огорчил относительно небольшой объем игрового времени и пространства, а
главное, – невозможность прохождения кампании за какую-либо расу, кроме
человеческой. А так хотелось поруководить космической бандой орков или коварными
и злонамеренными адептами Хаоса…
Не получилось. Жаль. Ну
что ж, будем ждать эддона, может, хоть там повезет… :) |