Конспекты, рефераты, доклады

Биология | География | История | МХК | ОБЖ Физика | Информатика | ЛичностиСтихийные бедствияСочинения

ОБЖ

  Обморожения, замерзания, простудные заболевания

  Укрытия

  Костры

  Ранения режущими и колющими орудиями

  Общая характеристика опасности крушений и аварий на железных дорогах Российской Федерации

Общая характеристика опасности крушений и аварий на железных дорогах Российской Федерации

Как и любой сложный технологический комплекс, железнодорожный транспорт потенциально опасен для природной среды и населения, особенно при аварийных ситуациях во время перевозки опасных грузов. Несмотря на проводимые МПС России работы по повышению безопасности движения, потенциальная опасность железных дорог продолжает сохраняться. Однако следует отметить, что аварийные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к экологическим последствиям, существенно меньшим, чем в некоторых других отраслях народного хозяйства России. Так, в 1998 году ущерб от 138 техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС), имевших негативные экологические последствия, по Российской Федерации составил около 68 млн. руб. При этом наиболее распространенными (39 ЧС) и экологически опасными (общий экологический ущерб - 54 млн. руб.) были аварии на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, а также на трубопроводах промышленных объектов. Далее, по величине ущерба, нанесенного окружающей природной среде, следуют аварии на канализационных системах и очистных сооружениях, внезапные выбросы ядовитых веществ, и только за ними стоят крушения, аварии, сходы грузовых поездов. Из произошедших в 1998 году на железных дорогах 15-ти ЧС, связанных с крушениями, авариями, сходами грузовых и пассажирских поездов, только в 5-ти было зарегистрировано нанесение ущерба природной среде на общую сумму 746 тыс. руб. (однако это более чем в 10 раз больше, чем ущерб от ЧС на автомобильном и водном транспорте). Ниже приведены основные показатели экологических последствий крушений поездов, аварий и особых случаев брака в работе железных дорог России за 1996-2000 годах. 1996 год. Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера за 1996 год составило 1031. По данным МЧС России в 1996 году на железнодорожном транспорте было зарегистрировано 20 крушений и аварий, при этом б аварий произошло при перевозке магистральным и промышленным железнодорожным транспортом опасных грузов. Кроме того, было зарегистрировано 3122 опасных инцидента при перевозке опасных грузов. 1997 год. По данным МЧС России в 1997 г. произошло 1174 техногенных чрезвычайных ситуации, что на 14% выше, чем в 1996 г. В 1997 году на железнодорожном транспорте было зарегистрировано 19 крушений и аварий, что на 5 процентов меньше, чем в 1996 году. Из-за неисправности железнодорожных путей были зарегистрированы крушения и аварии на Московской, Северо-кавказской, Забайкальской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорогах, где произошли сход с рельсов и опрокидывание железнодорожных вагонов. В результате аварий и крушений было разбито 80 железнодорожных вагонов и 110 повреждено, 72% сходов подвижного состава произошло по причине неисправности железнодорожного пути и стрелочных переводов. В 1997 году при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом аварий зарегистрировано не было, количество опасных инцидентов уменьшилось на 20% по сравнению с 1996 г. и составило 2300 случаев. Наиболее распространенными видами инцидентов оставались утечки опасных жидких и газообразных грузов в пути следования. В 1997 г. на железных дорогах из-за неисправности вагонов зарегистрировано 1200 случаев утечки опасных грузов, большинство утечек (80% случаев) произошло из вагонов-цистерн, находящихся в собственности МПС России, вследствие неудовлетворительного качества ремонта вагонов и низкого уровня подготовки подвижного состава под погрузку опасных грузов. В 1997 г. из одиннадцати техногенных чрезвычайных ситуаций, приведших к наибольшему загрязнению поверхностных вод, с железнодорожным транспортом связана только одна: 07.06.97 в Тамбовской области в результате аварийного разлива мазута из резервуара локомотивно-ремонтного завода были загрязнены реки Каменка - до 48 ПДК, и Лесной Воронеж - до 6 ПДК. Из 6 техногенных ЧС, нанесших в 1997 г. наибольший ущерб окружающей среде, три приходятся на железнодорожный транспорт: авария 04.07.97 в Орловской области, на перегоне Шахово-Хотынец, где около 50 т водного раствора формальдегида попало в окружающую среду (сход и опрокидывание 24 железнодорожных вагонов, 2-х цистерн с формальдегидом); авария 13.10.97 в Краснодарском крае, в Апшеронском районе на ст. Тверская вылилось около 50т дизельного топлива; на Забайкальской железной дороге в Читинской области произошел сход с рельсов 23 вагонов с углем. 1998 год. По данным МЧС России в 1998 г. произошло 955 техногенных чрезвычайных ситуаций, что на 19% меньше, чем в 1997 г. За 1998 год на железнодорожном транспорте было зарегистрировано 15 крушений, аварий и столкновений, что на 21 процент меньше, чем в 1997 году, было разбито 80 железнодорожных вагонов и один локомотив, 58 вагонов повреждено. Среди крупных чрезвычайных ситуаций МЧС России выделило следующие: в Московской области на ж.д. станции Бекасово (Наро-Фоминский р-н) произошло столкновение путевой машины с двумя пассажирскими электропоездами, в результате которого погибло 4 человека и пострадал один; в Красноярском крае на перегоне Ачинск-Боготол произошел сход 20-ти вагонов с содой, в результате чего было разрушено 450 м железнодорожных путей; на Северной железной дороге в Республике Коми был зарегистрирован сход с рельсов 26 вагонов с углем. По данным Госгортехнадзора России, в 1998 г. при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом произошла 1 авария и 1669 инцидентов. 1999г. В 1999 г. в Российской Федерации отмечено снижение числа техногенных чрезвычайных ситуаций. По данным МЧС России , в 1999 г. произошло 856 чрезвычайных ситуаций, или на 10% меньше, чем в 1998 г. В 1999 году отмечался рост числа технических сбоев, которые приводили к возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Наиболее аварийными по итогам года стали Юго-Восточная и Северо-Кавказская железные дороги. Наиболее крупные ЧС со значительными негативными экологическими последствиями произошли: на Юго-Восточной (Воронежская область) железной дороге: в результате столкновения двух грузовых поездов сошли с рельсов 46 вагонов и электровоз, было повреждено 450 м ж.д. полотна и разрушено 3 опоры контактной сети; в Краснодарском крае на железной дороге произошло опрокидывание 17 цистерн с дизельным топливом с последующим возгоранием, в результате аварии выгорело 500 тонн дизельного топлива. По данным Госгортехнадзора России, в 1999 г. при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом произошла 1 авария и 1125 инцидентов. 2000 год. По данным МЧС России, за 11 месяцев 2000 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 409 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В 2000 г. в России произошло 7 крушений и аварий на железнодорожном транспорте, 16 авиационных катастроф, 38 опасных инцидентов с выбросом химических и 19 -радиоактивных веществ, а также 91 автомобильная катастрофа, в каждой из которых погибло 5 и более человек. Наиболее крупные ЧС на железнодорожном транспорте: . в Хабаровском крае произошел сход с рельсов локомотива и 3-х грузовых вагонов, пострадало 7 человек; в Мурманской области произошел сход с рельсов 17 полувагонов, из них 13 опрокинулись, было разрушено 300 м ж.д. полотна; в Свердловской области произошел сход с рельсов 21 вагона грузового поезда, повреждено 150 м контактного провода и 200 м ж.д. полотна. Крупные аварии с человеческими жертвами на железных дорогах России за последние годы. 16 августа 1988 года в 18 часов 30 минут на Октябрьской железной дороге в 13 км от станции Бологое на перегоне Березайка-Поплавенец произошла крупная авария в поезде "Аврора". В результате пожара, который возник в вагоне-ресторане, а позже перекинулся на соседние вагоны, 31 человек погиб и 182 получили ранения. В июне 1989 года в Иглинском районе Башкирии взорвался газ, вытекший из трубопровода. В результате этого произошло крушение двух пассажирских поездов, 573 человека погибли, 623 были ранены. 22 декабря 1990 года под Белгородом столкнулись два поезда, 9 человек погибли, 54 ранены. 3 марта 1992 года у разъезда Подсосенка столкнулись пассажирский поезд сообщением Рига-Москва и товарный поезд. Погибли 43, ранено 108 человек. 9 февраля 1995 года в 85 километрах от Калуги пассажирский поезд Москва- Калуга столкнулся с другим поездом, стоящим на путях. Два последних вагона сошли с рельсов, 16 человек получили ранения, трое погибли. Факторы, влияющие на безопасность движения. По результатам анализа МЧС России, определяющим фактором, влияющим на безопасность движения на железнодорожном транспорте, остается изношенность технических средств. Из 125 тыс. км. развернутой длины железных дорог 17,1 тыс. км. (13%) выработали свой ресурс. Требует замены 26,7 млн. шпал (12,4%). Протяженность участков с дефектами и деформациями земляного полотна железных дорог составляет (по данным на 1998 г.) по всем железным дорогам 12.5%, на Се-верной железной дороге - 41,4%, Забайкальской - 26.4%, Дальневосточной -26.1%. Тем не менее, потребности службы пути в новых рельсах удовлетворяются на 80 процентов, что в существующих экономических условиях является хорошим показателем, позволяющим избегать крупных крушений и аварий. Критическая обстановка сложилась на железных дорогах и с состоянием мостов, тоннелей и других искусственных сооружений. В результате их длительной эксплуатации (25% мостов почти в 2 раза превысили нормативный срок службы) в конструкциях этих искусственных сооружений в последние годы резко возросло количество дефектов. В сети железных дорог эксплуатируется 11 % дефектных искусственных сооружений от их общего количества, на Сахалинской железной дороге - 37%, Забайкальской - 36%, Восточносибирской - 15%. Для замены металлических конструкций мостов требуется 260 тыс. тонн металла. В последние годы в 6,6 раза сократилась закупка новых электровозов и в 7 раз новых тепловозов. Крайне негативное влияние на состояние безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом оказывает неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава. Более четверти парка грузовых вагонов были построены по устаревшим нормам прочности и выработали свой ресурс. Особенно неблагополучное положение сложилось с парком вагонов-цистерн, половина его составляют вагоны-цистерны постройки до 1973 г. В эксплуатации находится 28,5 процента цистерн с продленными сроками эксплуатации. Износ основных технических средств сигнализации, централизации, блокировки составляет 55,3 процента, основных фондов электрифицированных железных дорог - 50,8 процента. Острым проблемным вопросом является рост числа преступных посягательств на устройства энергоснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи с целью хищения цветных металлов. В целом, начиная с 1992 года, на железнодорожном транспорте продолжается снижение аварийности, в том числе при перевозках опасных грузов. На 3-х дорогах внедрена автоматизированная система отслеживания опасных грузов в движении. У МЧС России вызывает озабоченность продолжающаяся тенденция сокращения на железных дорогах числа восстановительных поездов. В 1998 году сокращено еще 22 поезда с целью экономии финансовых средств. С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и смягчения их последствий МЧС России предлагает считать основными следующие меры: • повышение темпов изъятия из эксплуатации технических средств, выработавших свой ресурс; • обеспечение скоростей движения поездов, адекватных техническому состоянию пути; повышение тактико-технических возможностей пожарных и восстановительных поездов для ликвидации последствий крушений и аварий поездов с опасными грузами; ускорение работ по внедрению для пассажирских вагонов трудногорючих материалов, пластмасс, не выделяющих при горении токсичных газов; систем сигнализации и автоматического тушения пожаров в пассажирских вагонах; повышение роли МПС России в соблюдении требований безопасности владельцами специализированного подвижного состава, промышленными предприятиями, в контроле технического состояния подъездных путей; внедрение систем, преграждающих проезд автотранспортом железнодорожных переездов при запрещающих показаниях переездных светофоров; прекращение сокращения аварийно-восстановительных сил и средств в порядке финансовой экономии; ускорение работ по внедрению "Автоматизированной системы обработки и передачи информации о перевозке опасных грузов (повышенной опасности) на железно-дорожном транспорте". 2.2 Анализ основных причин и последствий крушений и аварий Многочисленные исследования и литературные источники указывают на непосредственную зависимость железнодорожных крушений и аварий от состояния производственной базы и качества перевозочного процесса. Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте многообразны и связаны, прежде всего, с естественным физическим износом технических средств и нарушением правил их эксплуатации, а в ряде случаев - и с некоторыми неизбежными факторами урбанизации и научно-технической революции, усложнением технологий, увеличением численности, мощности и скорости транспортных средств, ростом плотности населения вблизи железнодорожных объектов и несоблюдением населением правил личной безопасности. Следует отметить, что аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам ОГ приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер. Некоторые примеры наиболее крупных и различных по характеру крушений и аварий с грузовыми поездами на железных дорогах за период с 1988 г. по 1997 г.: Июнь 1988 г., станция Арзамас-1: взрыв трех вагонов с промышленными взрывчатыми веществами. Погиб 91 чел., ранены 840 чел., 2000 чел. лишились жилья. Одна из версий причины - утечка газа в газопроводе под железнодорожными путями. Октябрь 1988 г., станция Свердловск-Сортировочный: взрыв вагона с промышленным взрывчатым веществом. Погибли 4 чел., ранены 500. Причинен значительный материальный ущерб, разрушены промышленные и жилые здания (потери на сумму более 100 млн. руб.). Одной из основных причин происшествия явилось несоответствие международным требованиям упаковки и условий транспортировки особо опасных грузов. Май 1996 г., станция Мыслец Горьковской дороги: авария грузового поезда с опрокидыванием 23 вагонов-цистерн, разливом фенола и дизельного топлива с возгоранием последнего. Более 100 чел. получили отравление фенолом легкой и средней степени тяжести. Фенолом и дизельным топливом загрязнены почва и водоемы на значительном расстоянии от места происшествия. Понесен значительный материальный ущерб, в основном, за счет проведения большого комплекса необходимых природоохранных мероприятий. О тяжести последствий ЧС, связанных с железнодорожным транспортом, за 1991 -1997 гг. свидетельствуют обобщенные данные: • произошло 566 крушений, аварий, столкновений с автотранспортом и наездов, из них 243 с пассажирскими поездами; пострадали 2600 чел., из них около 1000 госпитализированы (в больницах умерли 75 чел.), остальным была оказана амбулаторная помощь; • число погибших на месте происшествия при наиболее крупных авариях достигало 23%. а в отдельных случаях и более; • железнодорожный транспорт понес значительный материальный ущерб: разбиты и повреждены 4268 вагонов, 68 локомотивов и других технических средств. Следует отметить, что проведенные в 90-е годы на железных дорогах России организационно-технические и медицинские мероприятия по повышению безопасности движения дали определенный положительный результат. Если в 1991 - 1994 гг. на железных дорогах наблюдалась тенденция к увеличению числа крушений и аварий (с 57 до 105 случаев в год), то в последующие годы их число сократилось до 65 в 1997 г. Крушения с грузовыми поездами происходят, в основном, вследствие неисправности пути - 41%, вагонов - 26%, локомотивов или ошибок локомотивных бригад - 23% (рис.2.3).

Используются технологии uCoz