Конспекты, рефераты, доклады

Биология | География | История | МХК | ОБЖ Физика | Информатика | ЛичностиСтихийные бедствияСочинения

МХК

  Древняя Греция
  Искусство Романского стиля
  Рафаэль Санти
  Сандро Боттичелли
  Литература эпохи Просвещения
  Основные черты эпохи Возрождения
  Театр и музыка эпохи Возрождения
  Художественная литература Средневековья
  Драматургия и театр эпохи Просвещения
  Искусство Барокко
  Живопись, архитектура, скульптура эпохи Возрождения
  К числу памятников скульптуры времен республики ...

Искусство Романского стиля

В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль изобразительного искусства и архитекту­ры. Причина этого заключалась в том, что они являлись наиболее важным сред­ством общения в эпоху, когда образова­ние было монополией церкви, а грамот­ность — уделом немногих, когда языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях искус­ство и архитектура вы­полняли роль «пропове­ди в камне».

Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусст­вом, т.е. существовало в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль главного, стиле образующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей, комментиро­вали и уточняли суть передаваемого ею образа.

В X веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый обще­европейский стиль — романский. Он ос­тавался господствующим в средневеко­вой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романс­кий стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «ро­манские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также — с византийским. Хотя термин «романский» и подра­зумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского ис­кусства и достаточно условен.

Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Византийское влияние (через памятники Равенны) особенно сказалось в архитек­туре базилики, наиболее распространен­ной форме храмовых построек.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Запад­ной Европе были замки, монастырские ансамб­ли и храмы. Их отличи­тельные особенности — массивные   каменные своды, толстые и мощ­ные стены с немного­численными и узкими окнами, ступенчато-уг­лубленные      порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.

Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной эпо­хи, эпохи разобщенности и раздробленно­сти, войн и набегов. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственно­сти и постоянной потребности самозащиты: основное создание романского стиля — это замок-крепость. Тяжелое и мрачное вели­чие романской архитектуры выразило ми­роощущение западноевропейского общества Х-ХП вв. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и кру­говыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глу­боким рвом; огромные ворота были соеди­нены с подъемным, на цепях, мостом. Зам­ковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню — донжон, под которой располага­лись подземелья, многочисленные кладо­вые и помещения для слуг и охраны. Зам­ки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искус­ственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиня­ли ему планировку замка.

Ведущим типом ро­манского зодчества был храм, который в средне­вековой Западной Евро­пе был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульп­турой, фресками и мо­заикой, а окна — вит­ражной живописью. Наибольшее распрост­ранение в Х-ХП вв. получили 3-5-нефные постройки с трансептом и крестовым или цилиндрическим сводом. Внешний вид ро­манского храма прост и суров. Композици­онным центром его служила башня, увен­чанная шпилем, которая устанавливалась над средокрестием.

Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской ар­хитектуры и сложения законченного сти­ля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. Именно там проходили основные пути па­ломничества к святым местам, в Палес­тину. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива нахо­дилась в руках монастырей: монастырс­кие, а затем и светские ремесленники пе­реходили из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и тем самым, распространяя новый стиль. Поскольку узкое простран­ство базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку па­ломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и с вы­соким центральным нефом. В перекрыти­ях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем. Средневековые строители романских храмов использова­ли сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массив­ными, а проемы — редкими и узкими.

Архитектурные памятники романс­кого стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это — церковь Сен Мартен в Туре, цер­ковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр ро­манской архитектуры — церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Во французс­кой романике сло­жилось несколько местных школ. Так монументаль­ностью компози­ции отличалась бургундская шко­ла, богатым скуль­птурным деко­ром — школа Пуа­ту, строгой отдел­кой — нормандская школа.

Один из самых величественных ро­манских храмов находился в Бургун­дии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен цер­ковью (длина — 127 м, ширина — 40 м). Монастырская церковь в Клюни, не со­хранившаяся до нашего времени, пред­ставляла собой пятинефную базилику с двумя трансептами и очень длинным нартексом, с высоким центральным нефом (30 м), с восемью башнями и мощными контрфорсами.

Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным обра­зом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой. Таковы знаменитые приреинские собо­ры — наиболее совершенные образцы романского зодчества в Германии: собо­ры в Вормсе, Майнце и Шпейере. Они неоднократно перестраивались, а самой отличительной их чертой является грандиозность и пышность. Замечательные памятники романс­кой архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строи­тельством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились жилые многоэтажные дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византий­ское и римское влияние. Она более есте­ственна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор Св. Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в.). Собор Св. Марка, созданный по об­разцу византийских церквей, был важнейшим религиозным и государственным цен­тром Венецианской республики. Он имеет четкий крестово-купольный план и обиль­но украшен мрамором и мозаиками.

Центр Тосканы — Флоренция — со­здал собственный стиль архитектуры, про­долживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно пара­ден многоцветный мрамор­ный фасад флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте (конец XI в.).

Из белого мрамора выстроен знаменитый ар­хитектурный ансамбль в Пизе — шедевр средневе­ковой итальянской архи­тектуры, включающий со­бор, баптистерий и колокольню. Они по-ро­мански грандиозны и ве­личественны и в то же вре­мя легки и изящны. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей баш­ней». Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в пери­од строительства. Чтобы воспрепятство­вать падению башни, ее последний ярус, построенный в 1301 г., был несколько смещен в сторону, противоположную на­клону башни.

В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощу­щалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мо­заичное убранство.

Архитектура романской эпохи в Ис­пании несет на себе отпечаток восточных влияний. Испанские дворцы и храмы на­поминают крепостные сооружения: суро­вая действительность Реконкисты и оже­сточенные религиозные битвы вызвали к жизни эту особенность испанского зодче­ства. Влияние восточной архитектуры выразилось в применении ребристого свода и подковообразных арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской ро-маники являются Дворец Алькасар в Сеговии (IX в.) и церковь Сант Яго де Ком-постелла (XI в.).

Специфической особенностью ро­манского стиля в Англии было соедине­ние в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французски­ми, но имеют большую протяженность (до 170 м). Излюбленным элементом ан­глийской архитектуры были башни. При короле Вильгельме Завоевателе (XI в.) был, воздвигнут Лондонский Та­уэр, в котором роль донжона играла зна­менитая Белая башня.

Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скуль­птуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда значитель­но превосходила по размерам другие фи­гуры. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собо­ра и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим ви­дом скульптуры был рельеф. Как прави­ло, романская скульптура непропорцио­нальна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Весьма своеобразна немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей цер­кви Св. Михаила в Гилъдесгейме, в кото­рых запечатлены сюжеты из Священно­го Писания (XI в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Та­ковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой.

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сце­нами в романской скульптуре соседство­вали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульп­турные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (на­пример, аспидов).

От   романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искус­ства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английс­кой королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Анг­лии норманнами в 1066 г.

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержа­нию и плоскостной, отрицающей трех­мерность пространства и фигур. Она так­ же, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространен­ным видом живописной техники была фреска, начинает также распространять­ся витраж (живопись из цветных кусоч­ков стекла).

Используются технологии uCoz