Сочинения
Анализ
эпизода "Чичиков у Собакевича"
Жизнь
в уездном городе перед приездом ревизора
Тургеневская девушка
Что
значит для Мцыри жизнь на воле
"Отважная
Охотница"
Сочинение
по главе "Тамань"
Сравнительная
характеристика Манилова и Собакевича
Сочинение
по Онегину на тему: "Значение сна Татьяны"
"Полковничья
роща"
"Недоросль" |
Анализ эпизода "Чичиков у Собакевича"
Поэма «Мертвые души» явила
миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич
Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и
печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха.
Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси,
видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им
крестьян.
Но «столпы общества», в сравнении со своими рабами, оказываются в довольно невыгодном свете. Крестьяне
трудолюбивы, мастеровиты, добры и смекалисты. Это их руками построено все то
благополучие, которым как должным пользуются трутни и бездельники,
безнравственные помещики.
Говоря о мертвых душах,Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми» являются души
помещиков, давно уже переставших совершенствоваться, мечтать о высоком
предназначении человека, а заботящихся лишь о собственном сытом существовании,
обогащении любыми способами.
Таков Собакевич. Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени,
сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан
внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. «Когда Чичиков взглянул искоса
на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины
медведя... фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... ступал он и вкривь и
вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый... есть
много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила
топором раз — выше нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула
глаза и, не обскобливши, пустила на свет». Подъезжая к деревне Собакевича,
Чичиков обратил внимание на прочность всех строений. Эта домовитость говорит не
о чертах характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, руками которых
все здесь и сделано. «Деревня показалась ему (Чичикову) довольно велика...
посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми
стенами,— дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких
колонистов... Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой...
На конюшни, сарай- и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна,
определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на
диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой
крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».
Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь
неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин вряд ли
читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил.
Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме
все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил
Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он «патриот
желудка». Для него трапеза — священный ритуал, один из видов приятного
времяпрепровождения.
Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его
мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Губернатор и
вице-губернатор — «Это Гога и Магога!» Чичиков и тут старается приспособиться к
поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев
завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича,
готового продать «по сту рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь
идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, чтобы набавить
цену. Но из его уст звучит гимн работникам: "…вот, например, каретник Михеев!
ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как
бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и собьет, и
лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Служи он в гвардии, ему бы бог
знает что дали, трех аршин с вершком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог
поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом
кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть как в рот хмельного! А
Еремей Сорокоплехин! да этот мужик достанет за всех, в Москве торговал, одного
оброку приносил пятисот рублей».
И опять «вылезла» натура Собакевича, главное —деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни
признательности за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже
«товар», не продешевить. Какие могут быть разговоры, со мнения, угрызения
совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы не упустить своей
выгоды.
Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сцену передачи денег и расписки Чичиковым
Собакевичу. Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману
тыми, поэтому протягивают одновременно: один — деньги другой — расписку,
выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности». Чичиков, посещая
помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу
Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем.
Здесь «сшиблись» два капиталистических начала. Каждый хочет надуть другого и боится «остаться в
дураках». Автору отвратительны оба эти характера. Гоголь хотел видеть Россию
свободною и просвященною. Отсюда и появление в конце первого тома поэмы образа
«птицы-тройки», летящей в прекрасное будущее, где ей, верит писатель, уготована
лучшая доля. «...Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится
ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и,
косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
|